Эпохи образованияСмысл образования всегда связан со смыслом жизни людей в том или ином обществе. Каждая эпоха диктует свои правила, чему и как должен учиться человек. Чтобы не остаться у разбитого корыта, в 2020-х нужно не только внимательно вглядываться в будущее, но и знать, как сменялись образовательные эпохи в недавнем прошлом.

1910–1940-е: Эпоха железа

Формирование мировой экономики такой, какой мы ее сегодня знаем: с грандиозными взлетами и падениями вроде Великой депрессии. Уже намечаются и вызревают будущие суперкорпорации, деятельность которых, впрочем, редко выходит за рамки национальных границ. Черты нового времени: экстенсивный рост городов и резкое увеличение числа мелких руководящих работников — «белых воротничков». На противоположном полюсе мира — грандиозная социалистическая стройка. Оправившийся от войн СССР стремительно наращивает свою военную и экономическую мощь, выпуская тысячами танки и прокапывая каналы от моря до моря. И в СССР, и на Западе хорошее образование дает силу — возможность властвовать над природой и людьми.

США

Бизнесу стало тесно в рамках закрытого класса wasp*, появляются новые миллионеры, которые не очень-то чтят традиции и аристократические ценности. Корпорации проявляют интерес к простонародным кадрам. Университетское образование становится более открытым, рекрутируя не только отпрысков политико-экономической элиты, но и детей разбогатевших «разночинцев». Формируется культура менеджмента и ее образовательный индикатор — МВА.

Что дает образование: ропуск в сверкающий мир американских корпораций и, что не менее важно, доступ в высшее общество через студенческие вечеринки и конно-спортивные клубы.

Идеальное образование: восьмерка частных вузов на северо-востоке США: Брауновский университет, Гарвардский университет, Дартмутский колледж, Йельский университет, Колумбийский университет, Корнелльский университет, Пенсильванский университет, Принстонский университет. В 1954 году они будут объединены в знаменитую Лигу плюща.

Ролевая модель «Миллионер-сумасброд»: Уильям Херст — медиамагнат. Получил наследство от отца-миллионера, окончил Гарвард и занялся газетным бизнесом, став одним из влиятельнейших и богатейших людей в первой половине XX века. Стал прототипом фильма «Гражданин Кейн»**

* Представитель европеоидной расы, протестант англосаксонского происхождения — популярное клише для обозначения элиты американского общества

** Citizen Kane, RKO Radio Pictures, 1941

Европа

Постепенный закат европейского могущества: потрясаемые мировыми войнами империи трещат по швам и разваливаются. Имущественное, а вместе с ним и образовательное неравенство приводит к обострению классовой и социальной борьбы. Высшее образование — это что-то вроде атрибута приличного человека из приличной семьи. Причем окончившему старейший университет отпрыску аристократической фамилии совершенно не обязательно работать. Вместо карьеры они предпочитают салонные тусовки, авантюрные предприятия или праздные путешествия по миру.

Что дает образование: социализацию и новые знакомства. Университет — это элемент обязательной программы воспитания молодого человека, взрощенного в тепличных условиях загородных поместий под опекой строгой матушки и гувернеров.

Идеальное образование: «Оксбридж» (Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии) — старейшие вузы, щепетильно отбирающие студентов, славные консервативными традициями и ритуализацией студенческой жизни.

Ролевая модель «Разочарованный интеллектуал»: Бэйзил Сил из романа Ивлина Во «Черная напасть». Выпускник Оксфорда, порядочный интеллектуал, не нашел применения своим талантам. Заскучав от безделия, отправляется в дикое негритянское государство в качестве министра модернизации — правой руки местного невероятно глупого короля Сэта (тоже выпускника Оксфордского универститета).

СССР

Если до 1917 года высшая школа и образованность на европейский манер были источником головной боли охранки и прочих царских силовиков (вольнодумие, опасные социалистические и анархические идеи, революционные настроения), то с приходом большевиков и сломом старой социальной структуры общества значение и функция высшего образования были переосмыслены. Новые правила игры таковы. Во-первых, высшее образование должно быть доступно пролетариату. Во-вторых, должно играть роль «социального лифта», то есть давать каждому возможность перейти «из грязи в князи». В-третьих, высшая школа должна быть функционально и идеологически выдержанной — новому государству требовалась новая технократическая и управленческая элита.

Что дает образование: возможность сделать карьеру — из рабочих в аппаратчики. При этом важно придерживаться партийной идеологии, а по мере роста получить партбилет.

Идеальное образование: после получения трудового стажа на заводе учащийся поступает на рабочий факультет (рабфак), а затем на льготных условиях зачисляется во Всесоюзную промышленную академию НКТП, штампующую красных директоров. В чести инженерное образование, востребованное в усиленно индустриализируемой экономике.

Ролевые модели «Ударник труда» и «создатель нового мира»: Алексей Стаханов — шахтер-рекордсмен. После рекордной 102-тонной смены поступил Промакадемию в Москве, после чего работал на руководящих позициях в наркомате угольной промышленности и промтрестах.

Алексей Щусев — архитектор. Яркий пример использования интеллектуального потенциала Российской империи в деле построения СССР. До революции проектировал храмы, после — театр оперы и балета в Ташкенте и Мавзолей В.И. Ленина.

1950 — 1980-е: эпоха технологий 

Холодная война: конкуренция капиталистической и социалистической систем за мировую гегемонию. С точки зрения своего внутреннего содержания эпоха входит в историю как «новая технократическая волна». СССР и США наращивают военный потенциал, проигравшие во Второй мировой войне страны инвестируют в мирную экономику. Формируется общество потребления. Гонка вооружений, с одной стороны, порождает массовый спрос на инженерные навыки. Запах новой большой войны, с другой стороны, заставляет людей искать механизмы международного сотрудничества. Впервые начинают громко звучать темы борьбы за мир и экологию. Образовательные центры не только используются нациями для достижения своих целей, но и начинают самостоятельно влиять на политику.

США

Период формирования гегемонии США, идеологического и экономического лидерства в большом западном мире. Одновременно происходит генезис и быстрое развитие транснациональных компаний. Им требуется целая армия корпоративных бойцов, обладающих стандартным набором знаний и навыков, знакомых с внутренним устройством и культурой бизнеса, принципами работы рыночной экономики. В результате постепенно возникает особый тип работников-номадов, перемещающихся по всего миру из филиала в филиал, передавая опыт и правильные ценности по всему миру. Образование становится массовым благодаря созданию системы образовательного кредита и внедрения в массовое сознание просто мысли — если ты не окончил колледж — ты лузер.

Идеальное образование: помимо традиционно сильной восьмерки из Лиги плюща к образовательному авангарду присоединяются мощные интеллектуально-образовательные центры Калифорнии и Среднего Запада. Например, отличное образование дают в CalTech и университете Чикаго.

Что дает образование: возможность вписаться в активно формирующийся средний класс. Строить карьеру, покупать недвижимость и кормить семью.

Ролевая модель «Политик-отличник»: Билл Клинтон — умница, ботаник и активист. Будучи выходцем их среднего класса («соль земли»), всегда был в рядах лучших — от школьного оркестра до университетской аудитории. Учился в Джоджтаунском университете, Оксфорде и Йеле, получая стипендии и почти полностью оплачивая образование, работая при этом на трех работах. Пик карьеры — президент единственной оставшейся сверхдержавы.

Европа

Некогда центральный регион мира утрачивает экономическое и геополитическое значение (ущерб от мировых войн, отделение колоний), превратившись в поле политического противостояния между Советами и Штатами. Как ответ — насаждение идеологии панъевропеизма и в итоге интеграция в виде Европейского союза. Традиционные образовательные центры Европы пестуют свои многовековые университетские традиции. Инициируется Болонский процесс, призванный унифицировать и гармонизировать национальные образовательные стандарты.

Что дает образование: карьерные перспективы в одной из мирных корпораций — именно европейский образ жизни признается за эталонную модель общества потребления.

Идеальное образование: Оксбридж, университеты Сорбонны, Мангейм. Важнейшие факторы выбора вуза — традиции и научная школа.

Модные направления: дизайн, машиностроительная инженерия, юриспруденция.

Ролевая модель «Левый гуманитарий»: например, французский философ и историк Мишель Фуко. Лысый оригинал, мотоциклист и политический активист, автор альтернативного на тот момент взгляда на Запад как общество, маникально увлеченное делением мира на нормы и аномалии. После Фуко эта точка зрения стала господствующей.

СССР

Переход от «оттепели» к «застою». Конфликт с Китаем раскалывает мировое коммунистическое движение. Внутри страны начинает формироваться рынок роскоши и средний класс. Рабочая активность передового населения связана с производством ракет и танков, потребительская — с добыванием дефицита. Образы успешных людей: партийный или государственный функционер, директор завода, хоккеист сборной СССР, крупный ученый с международным уровнем, подпольный рыночный торговец-фарцовщик. Как видно, образ успеха не всегда связан с высшим образованием.

Что дает образование: подкрепленное членством в партии образование предоставляет возможность стать либо частью советского среднего класса, либо при очень большом везении войти в элиту, получив доступ к служебной даче и автомобилю «Чайка».

Идеальное образование: МГУ и технические вузы: МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МИРЭА. Кузница дипломатических кадров МГИМО — вуз, окончание которого давало шансы на посещение «той стороны железного занавеса».

Ролевая модель «Ученый с гитарой»: Рем Хохлов — ректор МГУ и один из основоположников нелинейной физики. Воплотил в себе дух противоречивой эпохи: успешный молодой ученый, романтик, кандидат в мастера спорта, трагически погиб 8 августа 1977 года после неудачного штурма пика Коммунизма (ныне пик Исмаила Самани в Таджикистане).

1990-е: эпоха быстрых денег

Вместе с экономической глобализацией происходит глобализация образовательная. Центром образовательного пространства становится американская система образования, а Европе остается довольствоваться ролью провинции. В Азиатском регионе появляются крупные и сильные центры, построенные по образу и подобию североамериканских. В Азии же впервые проявляется одна из экономических угроз нового времени — рост пузырей на рынке недвижимости сменяется в 1999 году их резким сдуванием. Наряду с взлетом и падением акций интернеткомпаний, это первый знак наступления так называемых турбулентных времен (согласно теоретику управления Гэри Хэмелу, мы живем именно в них).

США

После безоговорочной победы в холодной войне США стали единственной сверхдержавой, распространив свое экономическое и силовое лидерство по всей планете. Еще более заметным оказалось укрепление идеологического и культурного лидерства Америки. Американские ценности и американский образ жизни, распространяемый по всему миру, во многом базируется на содержании образования. Американские университеты отходят от академизма, стараясь подстроиться под постиндустриальные тренды — потребность в идеях и людях, их генерирующих. Университеты становятся частью интеллектуальных агломераций, таких как Кремниевая долина в США.

Идеальное образование: Гарвард, MIT, CalTech, причем совершенно не обязательно доучиваться — на старших курсах открываешь компанию и становишься миллионером. Модные направления: сomputer science, финансы.

Ролевая модель «Очкарик-предприниматель»: недоучка Билл Гейтс, отчисленный из Гарварда и вскоре основавший вместе со школьным приятелем компанию Microsoft — компанию-икону 90-х.

Европа

После поражения СССР в холодной войне старая Европа начинает активно осваивать новую, подчинив себе страны бывшего Варшавского блока. «Несквик»* параллельно приходит не только в Россию, но и в Польшу с Венгрией. Почти всюду, кроме бывшей Югославии, сбор культурной и экономической ренты с новых членов европейского пространства происходит добровольно и бескровно. Идущая полным ходом евроинтергация порождает ряд новых социальных ролей и образов успеха. Например, менеджера-экспата крупной международной сети, который путешествует из одной страны «Новой Европы» в другую, зарабатывая миллионы за счет жителей новых рынков.

Идеальное образование: швейцарская высшая техническая школа Цюриха. Это лучший вуз неанглоязычного мира, но и он предпочитает называть себя Swiss Federal Institute of Technology Zurich.

Ролевая модель «Скучный евробюрократ»: президент Финляндии в 1994—2000 годах Мартти Ахтисаари. Окончил университет Оулу — один из двух самых престижных в стране. «Президент с человеческим лицом», до и после своего правления занимался миротворческой деятельностью.

* Один из наиболее успешных продуктов швейцарской компании Nestle — крупнейшего в мире производителя продуктов питания. Слово образовано из названия компании и английского слова «quick» — «быстрый».

Россия

Тотальный провал экономики вызвал отток кадров из высшей школы. Некогда мощные отраслевые вузы, технические институты оказались в упадке. Вместе с разрушением системы планирования и распределения человеческих ресурсов практически упал спрос на технических специалистов. На обломках советской империи процветала лишь торговля. Поэтому обозначился спрос на обслуживающие торговлю профессии — экономистов и юристов. Качество подготовки по этим «горячим» направлениям оставляет желать лучшего.

Идеальное образование: юрист или экономист со знанием иностранного языка — чтобы устроиться в иностранную компанию.

Идея-фикс: английский язык, с которым «никогда не пропадешь».

Что дает образование: возможность стать ликвидным товаром на рынке труда.

Ролевая модель «Русский из McKinsey»: Александр Изосимов — культовый топ-менеджер. Окончил экономфак отраслевого вуза МАИ, бросил аспирантуру. Работал в McKinsey, Mars, затем в российской «Вымпелком». 

2000-е: эпоха «стартапов»

Карьерные, образовательные и бизнес-ориентиры девяностых окончательно укоренились в сознании людей. Культ служения большим корпорациям постепенно вытесняется «религией стартапов». Крупнейшие образовательные центры мира срастаются с бизнесом. Теперь не суть важно, что ты окончил, главное — есть ли у тебя идея и навык сконвертировать ее в новый бизнес. Большие компании «пасут» перспективную молодежь, уже начиная с ранних курсов университетов. Но более соблазнительными выглядят перспективы начать свой собственный бизнес в так называемых бизнес-инкубаторах — на деньги венчурных инвесторов или федеральные гранты.

США

Америка становится образовательным гегемоном, удовлетворяя около трети мирового спроса на образовательные услуги. Образование — пятая по объему статья американского экспорта. Большие университеты становятся интернациональными деревнями, в которых учатся представители десятков, если не сотен народностей. Стоит отметить и стратегическую роль системы образования — регулярная подпитка американской индустриальной динамики за счет иностранцев. То, что у нас называют пагубной «утечкой мозгов», идет во благо в первую очередь Америке и многократно мультиплицирует интеллектуальный потенциал США.

Идеальное образование: Калифорнийский университет, тесно связанный с Кремниевой долиной. Массачусетские образовательные супербренды — Гарвард и расположенный неподалеку MIT.

Идея-фикс: выработка междисциплинарного мышления, способствующего инвариантному профессиональному и карьерному развитию.

Модные направления: нейронаука, нанотехнологии, экономическая кибернетика. Маркетинг и новые медиа.

Что дает образование: возможность выбора профессиональной стези. Выбрать профессию ты можешь в процессе обучения, посещая одновременно гуманитарные и естественно-научные семинары.

Ролевая модель «Умная женщина-биотехнолог»: супергерой нашего времени мультимиллиардер Сергей Брин и его жена Анна Войцицки. О Брине сейчас не знает только ленивый. Анна — не менее интересный пример: выпускница факультета биологии Йельского университета, и основатель 23andMe — частной биотехнологической компании, которая занимается диагностикой генетической информации. Яркий пример, что современные мальчики любят умных, а не только красивых.

Европа

Европейские страны поодиночке не способны конкурировать с более агрессивной и более успешной американской системой. Исключение составляет разве что Англия, которой удалось серьезно продвинуть свой образовательный бренд, а вместе с ним импорт образовательных услуг.

Идеальное образование: университет–лидер в стране, дающий возможность поучаствовать в обменных программах с вузами-партнерами. Например, Мадридский университет имени Карлоса III с дальнейшим обменом в Манчестерский университет.

Идея-фикс: интернационализация образования в целях создания единого европейского пространства и нового европейского суперэтноса. Однако, кажется, европейцы заигрались в социальные и гуманитарные науки, существенно отстав от конкурентов в технологическом плане. Сегодня евробюрократия констатирует дефицит инженерных кадров.

Модные направления: зависит от страновых ролей. Германия и Франция — для инженерного и научно-технического образования. Британия — финансы и «свободные искусства».*

Что дает образование: широкомасштабное развитие личности на базе интерконтинентальных европейских ценностей.

Ролевая модель «Умиротворенный бунтарь»: Жозе Мануэль Баррозу — бывший бунтарь-маоист, получил юридическое образование в Лиссабонском университете. Доктором политологии стал в Женевском университете. И даже поучился в Джорджтауне. Карьеру сделал в политике — с социал-демократическим движением. Стал премьер-министром Португалии. Сегодня Баррозу — председатель Европейской комиссии, главного исполнительного органа Евросоюза.

Россия

Действует множество шарлатанствующих вузов, главной целью которых является зарабатывание денег. Диплом экономфака заборостроительного вуза не котируется на рынке труда. Имиджем хороших вузов обладают чаще всего государственные университеты, в которых имеется множество бюджетных мест. В сознании общества оформляется оппозиция «платник» — «бесплатник». Внедряется спорная система ЕГЭ.

Идеальное образование: бесплатное обучение в брендовом вузе (МГУ, СПбГУ, ВШЭ) — на востребованном рынком труда факультете (экономика, менеджмент). Усиливают позиции старые советские технические вузы — именно там готовят кадры для растущего IT-сектора.

Альтернатива: поехать учиться в Европу (хотя бы в Чехию), получить экономическое образование и вернуться в Россию в качестве культуртрегера — носителя европейской управленческой культуры.

Идея-фикс: № 1 — практическая направленность процесса обучение, сотрудничество вузов с работодателями (то, что США и Европа прошли в 80-90-е годы). № 2 — МВА, причем не для образования, а для приобретения полезных социальных связей. Желательно на Западе — London Business School, INSEAD, Wharton. Модные направления Экономика, финансы. К середине нулевых растет популярность кибернетики и прочих компьютерных наук.

Что дает образование: первичный профессиональный признак. Диплом начинает играть роль «защиты от дурака».

Ролевая модель «Карьерист на госслужбе»: две ролевые модели: публичная и неформальная. К публичной можно отнести многих молодых топ-менеджеров крупных компаний, которые собственным умом добились карьерного успеха. Например, зампред Сбербанка Антон Карамзин, с отличием окончивший Финакадемию при Правительстве РФ. Неформальная ролевая модель — пристроиться на удачу, а лучше по блату в нефтяную компанию «Газпром». 

Будущее: 2010-е — 2030-е

Современное «глобальное общество» мечется между двумя полюсами. С одной стороны, возрастает потребность людей к самовыражению — ведущую роль в развитии современной экономики и общества уже сегодня играет так называемый «креативный класс». С другой стороны, глобальные проблемы, с которыми готовится столкнуться человечество, требуют от человека владения сложными, междисциплинарными техническими знаниями. Далеко не факт, что два этих образа образования будут сосуществовать бесконфликтно.

Будущее 1. Креативная революция

Наступает правополушарная диктатура — доминирование творческого образования. Автоматизация и роботизация средств производства, происходящая в индустриальных и постиндустриальных экономиках мира, ставит под сомнение перспективы многих современных профессионалов. Смерть тупых профессий: правильно настроенная автоматизированная система учета освобождает от необходимости компании держать орду бухгалтеров, финансистов и аудиторов, на гигантском заводе «Опель» в Рюссель-схайме автоматизировано 98% сборочных операций, а в смене работают всего 200 человек. В общем, те профессии, которые можно автоматизировать, будут постепенно исчезать. По мысли американского футуролога Дэниэла Пинка востребованными окажутся 6 качеств, связанных с «творческим» правым полушарием мозга. А именно: дизайн (способность творить «с нуля»), способность рассказывать истории (убеждать через иносказание), симфонизм (способность создавать команды), эмпатия (способность поставить себя на место другого человека, думать и чувствовать, как «другой»), игра (стратегичность) и смысл (способность улавливать интерпретировать смыслы событий). На английском: design, story, symphony, empathy, play and meaning.

Будущее 2. Контрреволюция технократов

Побеждает развитие модели синкретического образования на базе технических дисциплин. Сегодня уже формируются так называемые междисциплинарные предметные области. Самый яркий пример — нейронаука. Проще говоря, это область исследований, связанных с мышлением и, в частности, с загадкой человеческого мозга, его загадочными способностями к познанию, анализу, хранению и генерации новых знаний.

А также попытками имитировать деятельность человеческого мозга с помощью компьютерных моделей. Учитывая сложность задачи, от исследователей требуются знания в области математики, кибернетики, медицины и психологии. В будущем появятся специальные направления (в форме факультетов или конгломератов факультетов), сфокусированные на вопросах большой нейронауки. Уход от утилитаризма в образовании и расширение фундаментальной подготовки. Вопрос зачем историку физика перестает быть актуальным. Общая эрудиция и способность комбинировать различные знания станут залогом успешного карьерного развития. Всесторонняя развитость будет непременным атрибутом профессионализма.

США

Сохранит и упрочит лидерство в мировом образовательном раскладе сил, продолжая рекрутировать лучшие мозги со всего мира. Образовательная система будет ориентирована на инновации и хайтек. Университеты проведут ревизию и реструктуризацию текущих факультетский направлений. Возникнут новые макрофакультеты, обеспечивающие приобретение знаний в актуальных направлениях.

Идеальное образование: техническое университетское образование с мощной фундаментальной подготовкой, а также расширенным спектром бизнес-курсов. Суперзвезда будущих десятилетий MIT*

Акцент образования: комбинированные гуманитарно-технологические программы.

Модные направления: компьютерные науки, инновационный менеджмент, маркетинг. Физика наноструктур, генная инженерия.

Что дает образование: возможность органично вписаться в новую социально-экономическую реальность, когда США становится центром производства идей и технологий, а остальной мир — большой фабрикой.

Ролевая модель «Титан возрождения»: Тони Старк — герой комикса и киноэпопеи «Железный человек». Блестящий изобретатель, медийный персонаж, скандалист, мультимиллиардер и герой-любовник, одинаково успешный во всех ипостасях.

Европа

Прогноз зависит от того, сможет ли выстоять сама Европа. Либо экономики и образовательные системы Старого Света терпят крах, и регион скатывается к модели раздробленности Средневековья: Франция и Англия сами по себе, Греция и Румыния под властью Турции. Либо ликующее шествие «европейских ценностей» и Болонского процесса продлится до тех пор, пока в университете Белграда не будут давать такое же образование, как в Оксфорде.

Идеальное образование: бакалавриат в университете — национальном лидере. Магистратура в крупнейшем европейском университете. Вторая и третья магистерская степень — дистанционно с ориентировкой на звездного научного руководителя или ментора.

Акцент образования: мультикультурализм и паневропеизм в гуманитарных дисциплинах. Научный космополитизм в естественных науках и технических специальностях. Международные проекты.

Модные направления: компьютерные науки, нанотехнологии, энергосбережение, генная инженерия, государственное администрирование.

Что дает образование: европейское сознание и опыт международной кооперации.

Ролевая модель «Скромный гурман»: как говорит политолог из Принстона Джереми Рифкин*, европейцы «находятся посередине между чрезмерным индивидуализмом Америки и чрезмерным коллективизмом Азии, что позволит им возглавить движение к новой эре». Европеец будущего придает особое значение общественным взаимоотношениям, а не индивидуальной автономии; культурному разнообразию, а не ассимиляции; качеству жизни, а не накоплению материальных ценностей; устойчивому развитию, а не безудержному росту.

Россия

Сценарий: «ИМПОРТ»

На базе крупных вузов уже сейчас создаются научно-исследовательские университеты, а в центрах федеральных округов — федеральные университеты (например, НИУ ВШЭ и Дальневосточный федеральный университет). Их будут финансировать щедро, остальные вузы — по остаточному принципу. Однако едва ли даже самое щедрое финансирование позволит создать адекватную альтернативу мировым образовательно-инновационным грандам. Поэтому будет усиливаться утечка мозгов. Никакой собственной модели Россия создать не сможет. Как раньше страна закупала зерно, в будущем она начнет закупать образование. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков уже заявил о намерении потратить в течение следующих 10 лет 5 миллиардов долларов на обучение 100 тыс. российских студентов за рубежом.

Ролевая модель 20-30-х годов (в рамках сценария «ИМПОРТ») «Глобальный чемпион»: венчурный предприниматель с техническим или биотехнологическим образованием, создатель «умного» бизнеса международного масштаба. Легитимный долларовый мультимиллионер. Один из тех, кто начинал учиться в России, но бакалавриат получал уже на Западе. Уверенно говорит по-русски и неплохо ориентируется в отечественной литературе за что ценим партнерами и коллегами. Любит свою Родину, но большую часть времени проводит в трансевразийских (из Китая в Европу) и трансатлантических (из Европы в Америку) перелетах, навещая по дороге своих родителей в Екатеринбурге или Новосибирске. Не курит, не пьет, ругается матом исключительно по-английски.

Сценарий: «ЭКСПОРТ»

Путем жестких политических мер России удается обеспечить свою экологическую безопасность: возможно, у нас уже нет нефти, но есть леса и чистая пресная вода. В ситуации ухудшения экологической обстановки в других странах Россия становится одним из благоприятных мест для жизни и экспортером экологических услуг (леса, озера, степь). Российские вузы привлекают лучших профессоров из других стран, что позволяет стране занять свою собственную нишу на образовательном рынке: эколого-технологическую.

Ролевая модель 20-30-х годов (в рамках сценария «ЭКСПОРТ») «Прогрессивный егерь»: успешный предприниматель — изобретатель новой экологической услуги, взявший в аренду почти треть всей российской тайги и часть побережья Байкала. В прошлом — профессиональный спортсмен (велоспорт, бокс). Имеет высшее философское и (второе) финансовое образование, закончил магистратуру по маркетингу. В 2021 году создал «туристическое суперкольцо», которое к 2025 году уже обслуживает порядка 1 миллиона человек в год. Экологическо-спортивные станции в рамках этого кольца располагаются в так называемых «местах силы» по всей Евразии, включая Памир, Тибет, Индию и, конечно, Россию.

Идеальное образование: один из НИУ или топ-университет, вроде, МГУ или МФТИ, обеспечивающие качественное образование. Отъезд за границу для продолжения образования — почти обязательная часть образа успешного выпускника.

Идея фикс: интеграция обучения с исследованиями, имеющие реальную научно-исследовательскую ценность. Участие в проектах, находящихся на стыке государственных интересов и бизнеса, вроде проекта «Детство 2030»*.

Модные направления: финансово-экономические специальности сохранят популярность. Однако власти попытаются вернуть былую привлекательность техническим и естественно-научным специальностям.

Что дает образование: гарантированное трудоустройство в условиях демографической ямы и истощения углеводородных ресурсов страны. Надежду на возможность изменить ситуацию в стране к лучшему.

Ролевая модель 10-х годов «Русский с западным лицом»: Евгений Касперский — программист, создатель единственной российской компании международного класса. Окончил физмат школу-интернат Колмогорова при МГУ, а затем Высшую краснознаменную школу КГБ (сегодня — подразделение Академии ФСБ).

*Международный общественно-политический проект по моделированию будущего, инициированный в России. В числе прочих участвуют студенты НИУ ВШЭ. Куратор проекта – руководитель Аппарата Общественной палаты Алина Радченко.

А. Быков

источник: http://www.ucheba.ru/vuz-article/16426.html

Дата: 2 April 2012 | Разделы: События » Экономика | Комментариев: 0 | Просмотров: 38 | Голосов: 0

Новости по теме